По материалам аналитического обзора компании "ABARUS Market Research" 2005г.
РЫНОК ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИ В РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛИДЕРЫ СЕТЕВОГО РОЗНИЧНОГО РЫНКА
Мы уже говорили о темпах роста парфюмерно-косметического рынка. Еще
более активно, чем весь рынок, развивается парфюмерно-косметическая розница. В
среднем розничные сети, обсуживающие рынок косметики, растут на 40–50% в год,
уступая лишь продовольственному ритейлу (80–100% в
год)[1].
Еще совсем недавно (до 2004 года) абсолютным лидером по количеству
столичных магазинов была сеть «Арбат Престиж», а наиболее представленной сетью
по России в целом – сеть «Л’Этуаль», в состав которой
в 2003 входило порядка ста торговых точек (число столичных магазинов «Арбат
Престиж» на тот период составляло 14). Однако в 2004 году «Л’Этуаль»
сумела обогнать своего основного конкурента, заполнив московский рынок 18
магазинами, тогда как «Арбат Престиж» ограничился дополнением двух магазинов VIP-формата. Однако «Арбат
Престиж», несмотря на несколько сбавленные темпы развития, которые были
свойственны этой сети в начале 2000-ных гг., сохраняет пока за собой лидерство
по объемам товарооборота – $234 млн. в 2004 году[2].
К сегодняшнему дню выросли до крупных игроков и некоторые
региональные сети, как, например, Ile de Beute.
Но процесс укрепления позиций происходит не во всех российских
парфюмерно-косметических сетях. В 2003 году один заметный игрок – «Л’Эскаль» – свернул свою деятельность. Шесть из двенадцати
магазинов компании, находившиеся в самых выгодных местах, тут же приобрела сеть
«Л’Этуаль».
Параллельно менялась и ассортиментная политика главных российских ритейлеров. Со временем они стали разбавлять эксклюзивный
ассортимент более дешевой и ходовой продукцией – так называемой косметикой масс-маркет, доведя ее долю в своих магазинах до 15-20%,
что позволило привлечь массового покупателя и увеличить товарооборот[3].
До последнего времени российский парфюмерный рынок был поделен
между отечественными компаниями, среди которых выделялись «Арбат Престиж», «Л’Этуаль» и «Риволи». Но если «Риволи» (а теперь уже объединенная Douglas-Rivoli) предпочла
сохранить ориентацию на обслуживание обеспеченного покупателя (высокий уровень
сервиса, элитная косметика, высокие цены), то «Арбат Престиж» и «Л’Этуаль» бросились завоевывать массовый рынок. За
последние два-три года российская косметическая розница в целом выросла почти в
пять раз, обороты же ведущих игроков ежегодно утраивались.
Таблица 3. Обороты крупнейших российских игроков
парфюмерно-косметической розницы
Компания
|
Оборот в 2002 году, $ млн.
|
Оборот в 2003 году, $ долл.
|
Оборот в 2004 году, $ долл.
|
Количество магазинов
|
«Л’Этуаль»
«Арбат Престиж»
Rive Gaushe
Ile de Beaute
|
90
80
-
10
|
105-180
150-202
100
15
|
-
234
-
35
|
130-150
16
27
23
|
Источник: Москаленко Л. Раздухарились // Эксперт. 2003, № 31; Верб Ф. Жемчужина
«Острова красоты» // Компания. 2004, № 9; Верб Ф. Престижная революция «Арбата»
// Компания. 2004, №2; Верб Ф. Реставрация люкса // Компания. №2, 2004;
Шумилина М. Букет ароматов // Компания. 2004, № 32; retail.ru, 11.10.2004; FG.ru Иванов А. «Единая
Европа-холдинг» опутывает Россию магазинами Ile de Beaute,
9.04.2005; EAU.ru; данные компаний.
В России парфюмерно-косметический рынок характеризуется высокой
географической концентрацией, на долю Москвы и Петербурга приходится около 35%
продаж[4].
В то же время рынок в Петербурге гораздо менее насыщен, чем московский, – не
считая "Л’Этуаль", на брендах
класса "премиям" в Петербурге специализируется только компания Brocard Parfums GmbH (открыто два магазина).
В регионах цивилизованная розница представлена гораздо хуже, чем в
Москве. Столицу можно выделить в совершенно отдельный регион, крупнейший по
объемам продаж. Это совершенно обособленный рынок, и его надо изучать отдельно
от регионов. В других городах рынок почти не структурирован,
парфюмерно-косметические сети представлены мало, а сетей такого формата, как
«Арбат Престиж», с огромными объемами продаж, нет вообще. Все сети других
форматов работают на более узкий сегмент. Всего же сегодня в стране действует
около 300 специализированных парфюмерно-косметических магазинов.
И хотя Россия еще отстает от Европы по количеству
специализированных парфюмерных магазинов, по такому показателю, как
эффективность использования торговой площади, мы находимся на уровне развитых
стран (не менее $ 4-5 тыс. долл. с квадратного метра в год, что сопоставимо с
показателями таких известных европейских косметических сетей, как французская Marrionaud и германская Douglas).
Используются технологии uCoz
|