По материалам аналитического обзора компании "ABARUS Market Research" 2005г.
РЫНОК ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИ В РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Развитие сегмента цивилизованной розницы (специализированных сетей)
В 2004 году продолжился процесс перераспределения каналов
дистрибуции парфюмерии и косметики. По данным «КОМКОН Груп», более трети
российских женщин с высоким и средним уровнем доходов покупают парфюмерию и
косметику в специализированных магазинах, а в супермаркетах – только 7% из этой
группы. При этом около 13% потребителей с относительно низким уровнем доходов
приобретают косметику в коммерческих палатках, 9% - на оптовых рынках.
Таблица 2. Где потребители покупают косметику и парфюмерию[1]
Место продажи
|
Доля от общего числа опрошенных (%)
|
Москва
|
|
Супермаркет
|
9
|
Мини-маркет
|
1
|
Парфюмерный
магазин
|
55
|
Хозяйственный
магазин
|
2
|
Аптека
|
3
|
Открытый рынок
|
46
|
Россия
|
|
Смешанный
магазин
|
7,5
|
Парфюмерный
магазин
|
37
|
Открытый рынок
|
55
|
Источник: данные компании КОМКОН.
Более смелые оценки предлагает исследовательская компания «Старая
крепость», по данным которой в 2003 году на открытые рынки приходилось 20,4%
всех продаж, а в 2004-м их доля уменьшилась до 16% (весь рынок составил $6,2
млрд.), тогда как совокупная доля универмагов, специализированных сетей и аптек
увеличилась с 51,9% до 55%[2].
Можно сказать, что производители парфюмерии и косметики продолжают
покидать открытые рынки. Их доля сократилась уже до 16%, в то время как в
1990-х этот показатель доходил до 90%[3]. Специалисты
полагают, что в результате это может привести к падению продаж российских
производителей, у которых нет денег на вход в розницу (зато у них теперь меньше
конкурентов на оптовых рынках).
Рисунок 6. Динамика объемов
продаж по основным каналам дистрибуции на московском рынке.
Источник: Демчук А. Косметика уходит в сети: продажи в
цивилизованной рознице превысили 55% рынка // «Бизнес», №31.
Специалисты объясняют изменения тем, что косметическая торговля
подразумевает не только непосредственную продажу товара, но и элемент
координации покупателей: консультации, дегустации, поддержка специалистов, а
открытый рынок этого предложить не может. Кроме того, открытые рынки все меньше
привлекают потребителей, потому что на них больше контрафакта и небезопасной
косметики.
Таким образом, на прафюмерно-косметическом рынке России заметно
усиливаются позиции организованного сегмента. В Россию уже пришли крупнейшие
западные игроки парфюмерно-косметического рынка: "Л’Этуаль" приобрела
франшизу французской сети Sephora, "Арбат Престиж" – Marionnaud, а
еще одна крупная московская сеть Rivoli заключила союз с германской Douglas. К
тому же западные парфюмерно-косметические компании (Chanel, Estee Lauder и т.
д.) открыли на территории России свои представительства. Они также начинают
работать с розницей напрямую.
Таким образом, доля цивилизованной розницы на
парфюмерно-косметическом рынке растет: если в 2003 году на сетевую торговлю
приходился 21% рынка, то в нынешнем, по прогнозам «Старой крепости», этот
показатель увеличится на 15–20%.
Сегодня около 65% парфюмерно-косметической розницы принадлежит
шести ведущим сетям. Это российские «Л’Этуаль» (принадлежит компании «Алькор»
группы «Курс»), «Арбат Престиж» (теперь совместно с французской Marionnaud), Rive Goshe (принадлежит компании
«Парфюм-Стандарт»), Ile de Beute
(принадлежит холдингу «Единая Европа»), и сетям со значительным участием
иностранного капитала, появившиеся в России в 2003 году: Brocard (принадлежит немецкой Brocard Group Ltd.), Douglas-Rivoli (принадлежит немецкому концерну Douglas Holding AG и российской компании
«Люкс Холдинг») и Sephora,
работающей на российском рынке по договору франчайзинга с компанией «Алькор».
Остальные 35% российской парфюмерно-косметической розницы занимают несетевые
игроки – такие, как, скажем, «Артиколи» или «Калинка Stockman»
Считается, что российские парфюмерные сети обезопасили себя от
вытеснения с рынка иностранцами, вступив в альянсы с крупнейшими международными
розничными продавцами. Правда, эти альянсы можно трактовать как поглощения, но,
в любом случае, отечественные компании на рынке пока присутствуют.
Используются технологии uCoz
|