По материалам аналитического обзора компании "ABARUS Market Research" 2005г.
РЫНОК ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИ В РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Состояние сегмента дистрибуции
Рынок уже достиг определенной степени развития, и существующая
система дистрибуции (посредничества) рискует стать фактором стагнации, если не
будет динамично предлагать инновационные схемы распространения и продажи
продукции. По некоторым оценкам, система дистрибуции находится под угрозой
исчезновения. Сейчас розничным операторам гораздо выгоднее работать с
производителями напрямую, тем более что многие из них открыли свои
представительства в России. Если до прошлого года дистрибуторы могли диктовать
свои условия и определять политику на рынке, то сейчас условия диктует розница.
Отношения между поставщиками, дистрибуторами и ритейлерами
на косметическом рынке становятся все жестче. Среднее звено этой цепочки в лице
дистрибутора с начала своего возникновения (1990-е гг.) чувствовало себя
достаточно уверенно. Кульминация пришлась на 2000 год, когда производитель опосредованно, через дистрибутора, стал
практически давить на розницу, диктуя цены и условия поставки. Однако этот этап
длился недолго. В 2003 году ситуация в корне изменилась. Экономическая
ситуация в стране стабилизировалась (политика государства понятна, таможенные и
налоговые правила известны, правила игры на рынке также сформировались), и
постепенно западные производители начали работать самостоятельно. Таким
образом, из вчерашнего партнера дистрибутор превратился в некий барьер,
отделяющий западного производителя от крупных розничных сетей.
Компания L’Oreal
одна из первых начала работать в России через собственное представительство, и
вскоре ее примеру последовали и другие западные компании. Свои представительства уже есть у Chanel,
Clarins Group (марки Clarins, Thierry Mugler), Estee Lauder Lachen (марки Estee Lauder и Clinique), Cosmopolitan Cosmetics (марки Gucci и Escada), Antonio Puig (Paco Rabanne,
Carolina Herrera)[1]
В таких условиях российским дистрибуторам ничего не остается
делать, как развивать собственную розничную торговлю, тем более что у
большинства из них (как, скажем, у «Парфюм-Стандарта»)
достаточно развитая региональная сеть. А компания «Арбат Престиж», например,
раньше других отказалась от оптового бизнеса и сделала ставку на развитие
розничной сети – магазинов «Арбат Престиж».
Таким образом, дистрибуторы
к этим переменам подготовились заранее. Внешне их действия сходны только в
одном – все компании взялись за строительство торговорозничной
инфраструктуры, хотя преуспели в этом в разной степени. Но в остальном, каждая
из них предпочла выстраивать свою линию обороны.
Hermitage & Star
Beaute (входит в группу Luxe-Holding)
– один из самых крупных импортеров парфюмерии. Ближе всех к ней две компании:
IFD (дистрибуторское подразделение группы «Курс»), и
«Единая Европа – Холдинг». По оценкам самих участников, эти структуры
контролируют примерно половину продаж селективной косметики в России.
Доминирующее положение Hermitage & Star Beaute заняла в 1999 году,
когда ей удалось перехватить дистрибуцию шести селективных марок группы L’Oreal (Lancome, Armani, Guy Laroche,
Cacharel и др.) у швейцарской фирмы Temtrade – прежнего дистрибутора этой продукции. Затем
акционеры группы выстроили небольшую сеть Rivoli и в
декабре 2002 года первыми из игроков на рынке парфюмерии класса люкс нашли для
нее стратегического инвестора – немецкую компанию Douglas-Holding.
Ей принадлежит одноименная сеть приблизительно из 750 парфюмерных магазинов с
оборотом в $1,4 млрд. в год[2].
В результате слияния появилась компания Douglas-Rivoli,
управляющая сейчас 14 одноименными
бутиками.
Трансформирует свой бизнес и группа «Курс». На месте дистрибуторской компании Cofidec,
ранее входившей в «Курс», недавно выросла новая структура – IFD. Теперь она
вместо Cofidec займется дистрибуцией 30 брендов, из которых самыми продаваемыми остаются марки Davidoff, Burberry и S.T.Dupont. Но хитом продаж в этой сети стали не марки из дистрибуторского портфеля «Курса», а Christian
Dior, которую поставляет Seldico.
Параллельно с занятием дистрибуторским
бизнесом выстраивалась розничная сеть «Л’Этуаль ».
И, наконец, третий сильный игрок – компания «Единая
Европа-Холдинг». В первую тройку эта компания вошла в 1999 году, когда «Арбат
Престиж», решив сосредоточиться исключительно на развитии розницы, полностью
передал ей свой дистрибуторский бизнес. За
строительство собственных магазинов (сеть Ile de Beaute)
«Единая Европа» взялась позже других и, судя по всему, не предпринимала пока
попыток объединять свою розницу с иностранными ритейлерами.
На первый взгляд может показаться, что «Единая Европа», оставшись
сегодня без стратегических инвесторов, завтра лишится и главных активов в виде
своего марочного портфеля. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что
компания надежно защитила свой бизнес. Не случайно именно «Единой Европе»
поручено презентовать парфюмерию под знаменитым французским брендом
Louis Feraud.
Таблица 1. Как дистрибуторы подготовились к переменам
Hermitage & Star Beaute
|
Уход из дистрибуторского бизнеса и концентрация
на ритейле. Продажа 50% акций своей сети
стратегическому инвестору - сети Douglas
|
«Курс»
|
Экспансия дистрибуторского бизнеса за пределы
России. Строительство розничной сети, покупка франшизы французской сети Sephora
|
«Единая Европа - Холдинг»
|
Уход в логистику и создание
сети филиалов в регионах.
|
Используются технологии uCoz
|