По материалам аналитического обзора компании "ABARUS Market Research" 2005г.
РЫНОК ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИ В РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Российский парфюмерно-косметический рынок вступил в новый
качественный этап развития: цивилизованная розница укрепляет свои позиции, в
организованном сегменте появляется конкуренция, при этом темпы роста рынка
замедляются.
По данным ЭкспоМедиаГруппы «Старая Крепость», объем рынка парфюмерии
и косметики в 2004 году составил $6,2 млрд., что на 15% превышает показатель
2003 г. И все же, 2004 г. стал последним, когда российский
парфюмерно-косметический рынок продемонстрировал столь высокие темпы развития.
Можно сказать, что рынок достиг средней степени насыщения. Но даже при
замедлении темпов роста на рынке сохранится положительная динамика развития,
поскольку его потенциал оценивается специалистами в $15-18 млрд.
Можно сказать, что производители парфюмерии и косметики покидают
открытые рынки. Их доля сократилась уже до 16%, в то время как в 1990-х этот
показатель доходил до 90%. Доля «серого» импорта (поставки товара по заниженной
стоимости) в прошлом году уменьшилась на 15-17%. Специалисты считают, что после
прихода в Россию крупных западных ритейлеров (Douglas, Sephora, Marionnaud) «серый» импорт будет совершенно вытеснен. Расширение сети
парфюмерных магазинов уже способствует сокращению продаж на открытых рынках,
где в основном торгуют «серой» парфюмерией.
По итогам минувшего года наибольшее число продаж
парфюмерно-косметических товаров пришлось на долю универмагов – 29% от общего
объема. Но все настойчивее «наступают им на пятки» специализированные сети,
которым в 2004 г. досталось 23,7% (для сравнения, годом ранее это соотношение
составляло, соответственно, 28,4% против 21,5%). Свою роль в этом сыграли
широкий ассортимент, качественный сервис, различные акции и системы скидок,
предлагаемые специальными магазинами. При этом число последних заметно
увеличилось за счет прихода новых игроков, таких, как известная французская сеть Sephora.
Сегодня ежегодный рост розничных сетей, по оценкам специалистов,
составляет 40–50%. Все это говорит о колоссальных перспективах, стоящих перед
участниками рынка. И нет оснований полагать, что в
ближайшие два-три года попытки стремительного развития, предпринятые
крупнейшими российскими сетями, встретят какие-либо серьезные препятствия (помимо
обострения конкуренции между ними).
Настойчиво продолжает расти сеть «Л’Этуаль».
Как и в прошлые годы, компания «Алькор» активно выстраивает новые магазины,
которые появляются как в столице, так и в регионах. Второй сетевой проект
компании – Sephora – развивается не столь активно. Объяснить это можно
«количественным перегревом» сети «Л’Этуаль» с ее 150
магазинами по всей стране, большая часть которых, по некоторым сведениям,
находится на грани рентабельности.
Неплохие темпы развития демонстрирует сеть «Рив Гош», которая
неизвестна столичным покупателям, поскольку в Москве у сети только один
магазин. Зато в Петербурге она – бессменный лидер парфюмерно-косметического
рынка. Есть торговые точки и в регионах. Специализация на петербургском рынке –
втором по объему и потенциалу роста – безусловно, удачный маркетинговый ход
«Рив Гош».
У германско-российского альянса Douglas-Rivoli также
устойчивые позиции на рынке. Сеть занимает нишу дорогих парфюмерных магазинов,
предлагающих высокий сервис и эксклюзивный ассортимент.
Что касается «Арбат Престиж», то за последний год компания
практически не открыла ни одного нового магазина (за исключением двух точек для
VIP-клиентов). После заключения договора франшизы с французской Marionnaud в
январе 2004 года «Арбат Престиж» делился с участниками рынка грандиозными
планами по расширению сети, выходу на петербургский рынок и в регионы. Однако в
связи с тем фактом, что партнер Marionnaud сам оказался объектом поглощения,
развитие «Арбат Престиж» на какое-то время «заморозилось». Кроме того,
специалисты отмечают, что у компании может случиться «кризис жанра». Постоянные
«обвалы цен» (в том числе и на селективную продукцию) отталкивают от сети
поставщиков, но привлекают в сеть бывших покупателей открытых рынков. Однако, в
связи с общим улучшением благосостояния населения, вскоре и эти потребители
могут предпочесть более «салонные» условия, и тогда сети более «высокого
полета», как, например, Ile de Beaute, имеют все шансы выбиться в лидеры.
Эксперты полагают, что Ile de Beaute, скорее всего, займет
первые позиции в своей нише – небольших магазинов-салонов, где ставка делается
на индивидуальный подход к покупателям. По словам некоторых специалистов, у магазинов «Л’Этуаль» и Ile de Beaute похожи стиль обслуживания и маркетинговая политика.
Некоторые специалисты прогнозируют, что число покупателей
парфюмерных магазинов будет расти еще полтора-два года, а затем они начнут
перетягивать клиентов друг у друга.
Участники рынка опасаются, что с ростом доли сетей пострадают
отечественные производители. «Полка» в рознице уже очень короткая, предложений
на нее много, и у потребителя огромный выбор, который уже начинает затруднять
принятие решения о покупке. Поэтому сети с неохотой занимаются продвижением
новых товаров. Специалисты полагают, что в результате это может привести к
падению продаж российских производителей, у которых нет денег на вход в
цивилизованную розницу.
Помимо роста продаж в специализированных сетях, положительная
динамика заметна и в некоторых других сегментах сбыта косметики и парфюмерии.
Растут продажи Интернет-магазинов. Новые способы маркетинга приносят
дополнительные обороты и компаниям, специализирующимся на прямых продажах (direct-marketing). Доля продвижения косметики
через салоны красоты (преимущественно профессиональной и класса премиум)
осталась практически неизменной, но в абсолютном выражении продажи увеличились,
поскольку продолжается рост числа салонов – в основном за счет московского и
петербургского рынков красоты.
А вот на звание лидеров рынка претендуют аптеки (drugstore), приобретающие
все большую популярность с точки зрения распространения косметики по уходу и
средств гигиены. В дальнейшем, прогнозируют эксперты «Старой Крепости», они
будут опережать рост других каналов дистрибуции, ежегодно увеличивая этот
показатель на 20-25%.
Используются технологии uCoz
|