Научно производственное объединение
"Солярис-Сервис"

тел. 445-02-71
giala@mail.ru

Косметика с гиалуроновой кислотой. Гиалуроновая кислота на рынке косметики. Омолаживающая косметика. Косметика от морщин. Тонизирующая косметика. КОСМЕТИКА ДЛЯ ВАШЕЙ КОЖИ!!!
  Главная страница | Наша  продукция | Гиалуроновая  кислота  | Красота и здоровье | Наши  публикации | Форум | Ссылки  

Красота и здоровье/ Исследования косметического рынка

По материалам аналитического обзора компании "ABARUS Market Research" 2005г.

РЫНОК ПАРФЮМЕРИИ И КОСМЕТИКИ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КАНАЛЫ СБЫТА.

Прямые продажи

Прямые продажи (иначе: сетевые компании, MLM-компании (Multi-Level Marketing), DM-компании (Direct-Marketing)) – вид торговли, при котором продажа товаров широкого потребления (косметика, бытовая химия, книги, одежда и т.д.) происходит не через розничные сети, а через сеть представителей. По данным Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, мировой объем этого вида торговли в 2004 году достиг $89 млрд[1].

Создание и развитие сетевых компаний становится серьезной альтернативой классическому распространению товаров через розничные магазины. Российский рынок прямых продаж теперь входит в число 15 крупнейших в мире. Согласно прошлогодней оценке Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA), мировой оборот соответствующего рынка превышает $85 млрд.

Как сообщается в отчете Ассоциации Прямых Продаж, в 2003 г. оборот компаний, занимающихся прямыми продажами товаров для дома, косметикой и другими товарами, составил $1,075 млрд[2]. Ассоциация объединяет восемь фирм, в том числе американские Avon и Herbalife, шведскую Oriflame, российскую Faberliс.  При этом среди производителей, выбравших стратегию direct marketing, производители косметики и парфюмерии, прекрасно вписались в этот формат.  Около 90% оборота АПП пришлось на продажи парфюмерии и косметики, 6% оборота обеспечили поставщики пищевых добавок, 2% – производители товаров для дома. Всего через систему сетевого маркетинга в 2002 году в России было продано косметики на $460 млн [3].

Рисунок 11. Структура оборотов Ассоциации прямых продаж в России по товарным группам

Темпы  роста  сегмента прямых продаж значительно превышают общеотраслевые. Если в прошлом году на его долю приходилось около 10% общего оборота рынка, в этом - около 13%, то через семь лет он займет не менее 20%.

 

Рисунок 12. Соотношение объема продаж через магазины и с помощью прямых продаж на российском рынке парфюмерии и косметики, 2002 г.

В своих оценках эксперты ориентируются на опыт США и Японии с объемами прямых продаж $28 млрд. и $24 млрд. соответственно. Благодаря сетевым компаниям на косметическом рынке в этих странах продается около трети всей косметики. Российский рынок приближается к аргентинскому или тайваньскому и почти в два раза меньше английского или французского.

Рисунок 13. Объемы DM-продаж в мире в 2003 г.

В этом сегменте российского рынка парфюмерии и косметики доминируют три игрока: Oriflame, Avon и российский Faberlic. В 2003 году российский бренд Faberlic был на третьем месте по узнаваемости марок среди российских потребительниц. Первые два места заняли две крупнейшие DM-компании Avon и Oriflame. Российские Green Mama и Mia также вошли в число 25 самых узнаваемых брендов рынка, но в целом доминируют импортные бренды.

Лидерами косметического рынка, последовательно использующими этот канал, являются шведская компания Oriflame, а также американские Avon и Mary Kay. Планируемый объем выпуска у обоих игроков исчисляется сотнями миллионов долларов.

Avon – мировой гигант, уже более 100 лет производящий косметику и распространяющий ее посредством сетевого маркетинга. Сегодня это корпорация с годовым оборотом в $6,2 млрд., владеющая 14 заводами, продукцию которых в 143 странах продают 3,9 млн. консультантов. Oriflame – компания изначально европейская, там в основном и действует, ее оборот на порядок меньше, чем у Avon. В целом она охватывает рынки 64 стран. Соответственно, удельный вес российского рынка в бизнесе двух компаний разнится: если Oriflame делает здесь почти треть своего оборота, то Avon – всего 2%.

По сравнению с 1999 годом объем продаж косметики Oriflame в России увеличился в семь раз. Сегодня российский рынок является для Oriflame одним из самых крупных, а шведская марка стала здесь известнее, чем на родине. У Avon продажи в России за тот же период выросли в 6,5 раза. Годовые продажи американской компании составляют $6 млрд., шведской –  примерно $600 млн. Но в России, по данным Ассоциации прямых продаж, их силы равны –  продажи оцениваются примерно по $100 млн. в год.[4]

Таблица 5. Сравнительное описание двух крупнейших DM-компаний.

 

Oriflame

Avon

оборот

$600 млн.

$6,2 млрд.

количество стран, где продается продукция

64

143

доля оборота в России

33%

2%

рост с 1999 года

7 раз

6,5 раз

продажи в России

$100 млн.

$100млн.

Источник: Полякова Ю. Год косметики // Ведомости. 30.12.2003, №240.

Российские компании, по мнению экспертов, сегмент прямых продаж фактически упустили. Из тех немногих, кто в нем работает, реальную конкуренцию лидерам может составить лишь Faberlic, пока на рынках России и СНГ он идет за ними буквально по пятам, а растет еще быстрее. Удельный вес прямых продаж на мировом косметическом рынке равен 30–40%; в России пока едва достигает 10%. Поэтому можно предположить, что потенциал этой стратегии дистрибуции еще не исчерпан в России и представляет широкие возможности для завоевания потребителей.

 

Формат drugstore (косметика в аптеках)

В последнее время актуализировался процесс совмещения разных ассортиментных направлений, среди которых наибольшую популярность приобрел drugstore: совмещение в одном пространстве парфюмерного и фармацевтического бизнеса. Специалисты сходятся во мнении, что аптеки в России стали одним из наиболее быстроразвивающихся каналов дистрибуции косметических средств. Это стало особенно заметно в последние год-два.

Аптеки становятся все более привлекательными для косметических компаний в качестве сбытового канала. Успешные бренды, которые продвигаются только через аптеки, такие как Vichy от L’Oreal, создают позитивный прецедент синтеза фармацевтики и косметологии. Это разные технологии, но эксперты уверены, что косметический и лекарственный ассортименты ориентированы на одних и тех же потребителей. Отметим также, что потребители больше доверяют продуктам, созданным по медицинским технологиям. Поэтому в последнее время косметология все больше сближается с фармацевтикой. На стыке этих отраслей и возникли популярные сегодня направления в косметологии – парафармацевтика и космецевтика. В крупных российских городах около 50% продаж в аптеках сегодня приходится на сопутствующие товары[5].

Расширению аптечного сегмента парфюмерно-косметического рынка в нашей стране способствует успешное развитие продаж косметической продукции в сетевых аптеках, рост самих аптечных сетей, а также увеличение числа аптек, практикующих открытую форму торговли. Хотя на сегодняшний день в России, по признанию специалистов, доля аптек с открытой формой торговли пока еще сравнительно невелика.

Среди других причин активизации продаж косметических товаров аптечными учреждениями – отмечаемый в последние годы рост потребления дорогой косметики, а также бурное развитие фармацевтического рынка.

В то же время существуют и определенные сдерживающие факторы, затрудняющие процесс реализации косметических товаров через аптеки. Например, аптеки не вполне успешно работают с брендами мультинациональных компаний, т.к. продажи парафармацевтики характеризуются медленной оборачиваемостью при высокой наценке. Логично предположить и то, что высокие требования аптек к уровню дефектуры ставят их в невыгодное положение по сравнению с набирающими силу конкурентами: крупными сетевыми парфюмерными магазинами, супер- и гипермаркетами.

И все же аптеки по всем признакам успешно выдерживают конкуренцию. За счет чего? Прежде всего, имеет значение специфический ассортимент. Именно в аптеках уместны косметические продукты с выраженным лечебным или профилактическим действием, препараты, решающие специфические дерматологические проблемы. Такие средства при продаже чаще всего требуют консультации специалиста – здесь аптеки имеют явное преимущество по сравнению с магазинами. Последние не могут конкурировать с аптечными учреждениями и по уровню доверия покупателей, особенно если речь идет о дорогостоящих высокотехнологичных препаратах. Это также дает аптекам возможность продавать продукты с высокой наценкой, пусть и при сравнительно небольшом обороте. Важное значение имеет удачная реклама. Так, неизменным успехом пользуются продукты, специально позиционированные для аптечного канала сбыта.

При распространении косметических товаров через аптеки можно выделить две товарные группы: косметику массового спроса (которая одновременно может продаваться и в аптеках, и в магазинах) и лечебную косметику (продаваемую преимущественно в аптеках). Массовые продукты, как правило, позволяют аптеке получить прибыль за счет высокой оборачиваемости, препараты с лечебным эффектом – благодаря более высокой наценке. Говоря о соотношении основных ассортиментных групп, можно отметить, что наибольшей популярностью пользуются средства для ухода за лицом и телом, за полостью рта. Затем идет косметика для детей, препараты для ухода за ногтями и волосами.

В крупных российских городах около 50% продаж в аптеках сегодня приходится на сопутствующие товары. Это быстрорастущие сегменты косметического рынка – продажи косметики через аптеки в 2003 году выросли на 12% по сравнению с 2002 г[6], когда продажи косметики через этот канал дистрибуции достигли 3,8% (некоторые оценки более скромны – считается, что пока доля аптек в общих продажах парфюмерии относительно мала – 2,3%[7]). В 2004 году рост был  уже на уровне  15%. Ожидается, что в 2005 году продажи аптек вырастут еще на 15%[8].

Большой интерес к аптекам (как к сравнительно новому каналу сбыта продукции) проявляют сами производители косметических товаров. При этом крупнейшие фирмы-производители практически никогда не имеют дела напрямую с розничным звеном, как это уже происходит в отношениях между производителями и крупными специализированными сетями. Обычная практика для взаимоотношений производителя с аптекой – заключение контрактов с крупными дистрибьюторами. Роль последних в этом процессе очень велика: именно они имеют налаженные контакты с аптеками и развитую логистическую структуру, что дает возможность доставки товаров в аптечные учреждения в нужном количестве практически в любое время и с любой периодичностью.

Некоторые специалисты прогнозируют формату drugstore хорошее будущее, поскольку полагают, что это очень удобно для потребителя. Считается, что аптеки становятся все более привлекательными для косметических компаний в качестве сбытового канала. В крупных российских городах около 50% продаж в аптеках сегодня приходится на сопутствующие товары[9]. Это связано с тем, что потребители больше доверяют продуктам, созданным по медицинским и косметологическим технологиям. Существуют бренды, которые продвигаются только через аптеки. Например, Vichy от L’Oreal. По данным «Старой крепости», продажи косметики через аптеки в 2003 году выросли на 12% по сравнению с 2002-м[10].

Меняется и само отношение российского покупателя – он постепенно привыкает к тому, что может найти в аптеке косметику и парфюмерию. Кроме того, существует мнение, что парфюмерный и фармацевтический бизнесы часто ориентированы на одних и тех же потребителей. Статистика некоторых аптечных оборотов показывает, что косметический ассортимент идет в аптеках очень хорошо. К примеру, в «Аптеках 36,6» – 50% ассортимента – косметика.

Другие специалисты высказывают осторожные оценки относительно потенциала развития drugstore в России. Во-первых, российский покупатель еще не избавился от привычки думать об аптеках как о магазинах, где продаются средства для здоровья, но не для красоты. Действительно, косметика сейчас присутствует во многих аптеках, но ее ассортимент до сих пор ограничен и специфичен, а объем продаж невелик. Во-вторых, основной плюс формата – возможность получения профессиональной консультации (от продавца с медицинским образованием) до сих пор не реализован в полной мере: сервис большинства российских аптек устроен так, что потенциальному покупателю косметики сложно добиться внимания аптекарей, загруженных обслуживанием клиентов, пришедших в аптеку за лекарствами. В результате потребитель вынужден довольствоваться информацией, расположенной на этикетке. В связи с этим некоторым экспертам трудно поверить, что парфюмерные изделия вдруг начнут пользоваться в аптеках повышенным спросом.

Однако на российском рынке продолжают появляться желающие совмещать фармацевтический и косметический ассортименты. Например, Группа «Курс» сейчас создает холдинг, куда войдут парфюмерные магазины под марками «Л’Этуаль» и Sephora, а также аптечные сети ICN и «Чудо-Доктор». Оборот «Л’Этуаль» в 2003 году составил $130 млн., аптек ICN – $40 млн.[11].

Летом 2003 года Максим Климов (владелец группы «Курс» и компании «Алькор», входящей в эту группу) купил 50% акций объединенной сети аптек ICN-«Чудо-доктор» у компании «Профит Хаус». Участники рынка тогда гадали, что станет делать Климов со своим приобретением. Теперь стало ясно, что аптеки сменят формат и имя. На их месте появятся магазины drugstore, где на одном торговом пространстве будут представлены безрецептурные медикаменты, парфюмерия и косметика. Объемов инвестиций в развитие новой сети «Курс» не раскрывает. По мнению специалистов, затраты на реконструкцию одного магазина площадью 150 – 200 кв. м могут составлять $50 000 – $70 000[12].

На сегодняшний день попытка «Алькора»  развивать сеть формата drugstore выглядит сложным проектом. Некоторые специалисты выражают сомнение, что после масштабных приобретений «Курсу» хватит сил «вести войну на два фронта». По их мнению, объединяя активы, компания рискует потерять позиции в обоих сегментах. Для успеха компании следует быть лидером в одной из этих отраслей: парфюмерной или фармацевтической рознице, тогда легче было бы тянуть второе направление. К тому же существует риск, что доминирующий бизнес начнет работать в ущерб другому, ввиду разных целевых аудиторий.

Лидеры парфюмерно-косметического рынка пока не опасаются за свои позиции, полагая, что появление этого аптечно-парфюмерного симбиоза едва ли вызовет существенные изменения. Традиционные аптечные сети также не видят в новом формате конкурента для себя.

 

Салоны красоты

Рост уровня жизни и ориентация на европейскую культуру стимулировали динамичное развитие индустрии красоты. Возможность выглядеть красиво теперь можно продать и купить. Денежные отношения все больше проникают в эстетику – люди начинают задумываться об инвестициях в свою внешность.

Еще один канал дистрибуции косметики – салоны красоты – тоже увеличили свою долю в общем объеме продаж, и сейчас он составляет $1-1,8 млн. в год[13]. В свою очередь, салоны красоты занимают совсем небольшую долю в распространении косметической продукции.

Общее количество салонов красоты на российском рынке (как, кстати, и на более локальном, региональном рынке) оценить затруднительно. Мешает отсутствие как четких критериев для выделения этого вида бизнеса, так и обязательной сертификации игроков рынка. Специалисты уточняют, что примерно 25-35% выручки салонного бизнеса оседает в теневом секторе, представленном мастерами, которые оказывают услуги на дому[14].

 По данным компании «Магазин готового бизнеса» (МГБ), в Москве сейчас работают более 2500 салонов красоты, из них сетевыми являются менее 5%. Объем московского «салонного» рынка в 2004 году превысил $1,3 млрд., более 10% из этой суммы обеспечили сети[15].

Столичный рынок наполнен сетями. Наиболее крупные – «Персона», «Мысин Студио», «Аида», «Александр Тодчук Studio» – включают от 5 до 15 салонов. Специалисты считают, что в ближайшем будущем сетевой бьюти-бизнес в Москве будет только прогрессировать. Основной аргумент в пользу его развития – экономия издержек за счет того, что бренд уже известен и есть возможность дублировать отлаженные технологии. В регионах же у салонного бизнеса нет ярко выраженной сетевой ориентации. Как правило, даже если отдельные салоны принадлежат одному лицу, то они имеют разный формат и стиль. Экономии на масштабе не достигается. Причина кроется в том, что для построения сети необходимы существенные инвестиции.

Каждый месяц в столице открываются 15-20 салонов (каждый день в Москве открывается два-три новых салона красоты, и примерно столько же закрывается: слабейшие не выдерживают конкуренции). Основные причины бурного развития индустрии красоты – рост уровня жизни и изменение стандартов. Инвестиционно привлекательным бизнес стал после 2001 года. Если в период становления отрасли ежемесячная выручка салона составляла примерно $7000 – 12 000, то сейчас средняя по Москве цифра – $20 500. В некоторых салонах ежемесячный оборот превышает $40 000[16].

Специалисты полагают, что рынок красоты все еще растет, но уже близок к насыщению – в Москве порядка 9,5 тыс. салонов красоты, а специалисты считают, что плотность рынка близка к критической, когда на 1000 человек населения приходится один салон. Одни эксперты полагают, что московский рынок косметических услуг растет быстрее абсолютно всех рынков: в денежном исчислении ежегодная прибавка составляет 18%[17]. Другие утверждают, что наилучшие условия для развития салонов красоты сейчас в Санкт-Петербурге – там, в отличие от Москвы, спрос на beauty-бизнес продолжает расти более высокими темпами. В других же регионах новые заведения индустрии красоты появляются крайне редко.

Мониторинг российского рынка красоты показал, что в большинстве регионов страны почти нет динамики развития. В областных центрах открывается, как правило, не более 5-6 салонов в год, в остальных городах – еще меньше, в то время как в Москве – 2-3 еженедельно[18]. Правда, бизнес демонстрирует некоторое оживление. Например, более десяти столичных сетей продают в регионы франшизы: «Персона» («Персона Лаб» и «Персона Фэмили»), «Машенька» (небольшие парикмахерские), «Инфанта» (престиж-класс), Jean Claude Begine, Aldo Coppola и другие.

Московский рынок красоты, в отличие от малоактивного провинциального, находится в стадии интенсивного роста. Помимо увеличения количества заведений «бьюти-индустрии» в столице прослеживается еще одна тенденция – специализация по приоритетному направлению: SPA, ногтевые студии, имидж-, визаж-салоны.

В регионах специализация для салона красоты – редкость. Главная причина – несформированный потребительский спрос, отсутствие культуры посещения узкоспециализированных заведений. Пока здесь по-прежнему выгоднее оказывать комплексные услуги. Большинство владельцев бьюти-бизнеса высказывается в пользу диверсифицированного бизнеса: многопрофильные заведения пользуются большим спросом в связи с тем, что женщинам легче планировать свое время, когда все необходимые услуги им смогут оказать в одном месте. Заниматься специализированным бизнесом в регионах нерентабельно.

И это при том, что стоимость входа на провинциальный рынок красоты относительно низка. В большинстве регионов граница начинается с 8-10 тыс. долларов. Стоимость открытия крупного заведения может достигать 30-50 тыс. долларов, но таких немного – не более 15% от общего количества. Основная часть средств идет на создание интерьера помещения и покупку оборудования для процедур. Расходы на рекламу нового салона невелики: в большинстве случаев маркетинговая активность ограничивается вывеской над салоном и рекламными объявлениями в специализированных изданиях. Специфика бизнеса состоит в том, что для оказания услуг (пусть и неполного спектра) достаточно помещения небольшой площади – 15-20 кв. м, а значит, аренда помещения не слишком затратна.

Кроме того, салоны относятся к категории малого бизнеса, что еще более упрощает старт. Налогообложение осуществляется по упрощенной схеме. Согласно государственным стандартам, заведения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, относятся к категории «парикмахерские». В организационном плане для владельцев салона выгодно то, что салонный бизнес не обременен обязательной сертификацией. В 2003 году обязательную сертификацию парикмахерской деятельности отменили. Сейчас она производится на добровольной основе. Если ассортимент услуг салона ограничивается исключительно эстетическими процедурами, то лицензирование не требуется. Салону, оказывающему медицинские процедуры, лицензия необходима, но в регионах на таких «высоких» услугах специализируются немногие.

Эксперты отмечают, что конкуренция на этом рынке при его разреженности и невысоком спросе практически отсутствует. При выборе салона большинство клиентов ориентируется на территориальную близость. Другой важный фактор – личность мастера. Если уровень его профессионализма устраивает клиента, то при смене мастером места работы около 20% клиентов уйдут вместе с ним, пополняя ряды посетителей другого салона. При открытии нового салона мастер обеспечивает его загрузку, приводя наработанную клиентскую базу. На репутацию и бренд салона обращают внимание только в элитном сегменте: посещение престижного заведения лишний раз подтверждает высокое положение на социальной лестнице.

Салоны красоты вынуждены соперничать за деньги своих клиентов в большей степени не друг с другом, а с альтернативными способами времяпрепровождения. Основная масса посетителей –  люди с высоким уровнем достатка, а с ростом благосостояния человека происходит и удорожание его свободного времени. В условиях отсутствия конкурентной борьбы между салонами состязание за лояльность клиентов разворачивается с другими заведениями – кафе, клубами, дорогими магазинами. Многие салоны красоты с целью повышения своей привлекательности оказывают сопутствующие услуги: нередко там есть бар, кафе, игровая комната для детей, магазин профессиональной косметики.

Оказание услуг и обслуживание на дому – еще один элемент нецивилизованного рынка. Дело в том, что мастера-надомники работают по ценам ниже среднерыночных и в буквальном смысле слова уводят клиентов из салонов. Специалисты считают, что существуют следующие меры борьбы с недобросовестными сотрудниками. Чтобы снизить вероятность «увода» опытным мастером клиента на дом, нужно создать хороший психологический климат в коллективе, практику следования определенным моральным, этическим нормам. Кроме того, в последнее время в косметологии доминируют аппаратные процедуры. Это страхует салоны красоты, поскольку забрать технику домой мастер не сможет. Таким образом, проблема нечестной конкуренции больше угрожает салонам эконом-класса, которые не вкладывают средства в современное оборудование и в ценных сотрудников.

Дефицит персонала для салонов красоты стоит очень остро. Он касается не только рядовых специалистов, но и управляющих. Проблему поиска профессиональных кадров можно решить проверенным способом – обучением персонала, выращиванием кадров. Но есть и «текучка» специалистов, которые увлекают за собой клиентов. Это неудобно не только для самого заведения, но и для клиентов, которые вынуждены путешествовать из салона в салон за своим мастером. Чтобы избежать «утечки» мастеров, можно ввести, например, систему поощрения персонала: предоставлять кредиты на профессиональное обучение, повышать зарплату за выслугу лет.

Эксперты полагают, что в сфере индустрии красоты будущее – за теми услугами, в которых используются высокие технологии. В частности, за аппаратной косметологией и профессиональной косметикой, где максимально сохраняются натуральные компоненты. Не стоит забывать и о новейших разработках в области мезотерапии и контурной пластики. Эти направления сегодня являются модными и выгодными.

Но для регионального бизнеса часто характерно использование непрофессионального оборудования, что неизбежно ухудшает качество процедур. Такая ситуация свойственна формирующемуся рынку. Для московской индустрии красоты стратегия «прибыль здесь и сейчас», по мнению специалистов, уже уходит в прошлое.

Главным залогом успеха является качественный менеджмент. Директор салона должен выстроить правильные отношения как с сотрудниками, так и с клиентами. Эта отрасль сравнительно молодая, поэтому остро стоит проблема обучения управленцев салонов. Различные курсы и мастер-классы, безусловно, повышают профессионализм. Важной составляющей на пути к успеху является и персонал салона. Специфика бизнеса такова, что клиент идет «на руки», к мастеру. Услуги врачебной косметологии должны оказывать только дипломированные специалисты. Сочетание этих факторов позволяет создать рентабельный бизнес.

 

Интернет продажи

Сегодня участники рынка стараются создавать новые форматы продажи. К ним можно отнести новые формы продажи – в частности, через Интернет. Продажи on-line не только являются новым каналом сбыта, но и предоставляют возможность оперативной связи с потребителями, будучи средством развития связей с общественностью и получения обратной связи о продукции.  Достоинства этого канала сбыта заключаются также в том, что, продавая парфюмерию он-лайн, производители могут предложить большие скидки, благодаря чему растет лояльность покупателя к бренду, – отмечает в Euromonitor.

Эксперты отмечают, что продажи он-лайн – это будущее продажи ароматов,
 и что продажи парфюмерии через Интернет будут устойчиво расти. Прямые продажи были основным способом распространения продуктов для таких компаний, как Avon и Oriflame. Но и для них с ростом он-лайн продаж Интернет становится дополнительным мощным средством продаж косметики и гигиенических продуктов. При этом заметно, что по сравнению с продажами парфюмерии объем продаж косметики и гигиенических средств он-лайн очень невелик. Такие тенденции отмечает Avon: объем продаж косметических продуктов в основном складывается из продаж представителей компании (прямых продаж)  и продаж в магазинах.

Возможно, это связано с тем, что, продажи косметики и гигиенических средств в большей степени зависят от чувств покупателя, чем другие рынки. Кроме того, эта продукция обладает потребительскими характеристиками, которые нуждаются в более «близком» знакомстве (оттенки, консистенция, запах и т.д.). И такие секторы, как декоративная косметика, полагают специалисты, всегда будут против продаж в Интернете. Здесь можно рассчитывать на потребителей, хорошо знакомых с какой-то определенной маркой, не рискующих ошибиться  в выборе. А вот продажи парфюмерии в Интернете, по прогнозам специалистов, будут расти.

В США, по данным Nielsen/NetRating, он-лайн продажи в ноябре 2004 года выросли на 19% по сравнению с тем же месяцем 2003 года[19]. Похожие показатели отмечены и в Европе. В Великобритании (один из высоких процентов использования Интернета) продажи потребительских товаров уверенно растут. По данным Euromonitor, в Великобритании количество он-лайн покупателей в ноябре 2003 года составило 16 млн. человек, которые потратили в сети 1,1 млрд. английских фунтов[20]. Похоже, что потребители стремятся делать периодические покупки через Интернет, чем в переполненных магазинах.

В других же странах Европы, где также достаточное количество пользователей Интернета, например во Франции, Германии и Италии, по каким-то причинам он-лайн продажи не пользуются популярностью, их процент достаточно низок и почти незначителен.

Еще одной особенностью данного канала сбыта специалисты называют тот факт, что сами он-лайн продажи больше ориентированы на более молодые возрастные категории.

Таблица 6. Конкурентные преимущества и сравнительная динамика различных каналов сбыта парфюмерии и косметики

Альтернативы

Динамика

Конкурентные преимущества

Сеть

§      масштабы товарооборота

§      широта ассортимента

§      гарантия качества

§      привлечение покупателей дисконтными программами, промоушн-акциями

 

Прямые продажи

§      индивидуальный подход к потребителю

§      детальная консультация

§      доступные цены

§      удобство покупки (экономия времени и т.д.)

§      возможность участвовать в бизнесе

Интернет

§      удобство покупки (выбор по каталогу, экономия времени)

§      доступные цены

 

Аптеки

§      имидж, связанный с отношением к медицине, научным разработкам и т.д.

§      возможность получения квалифицированной консультации

 

Салоны красоты

§      эксклюзивность услуг

§      комбинирование услуг

§      индивидуальный подход к потребителю

§      наиболее профессиональный подход

§      высокое качество

 

Отдельный магазин или сегмент в универмаге

§      удобство покупки (одновременно с другими товарами)

§      доступные цены

Открытые рынки

 

§      низкие цены

Источник: ABARUS Market Research, май 2005 г.


 



[1]  Демчук А. Вслед за Avon и Mary Kay // retail.ru / Бизнес. 2004, №44.

[2] В. Краснова, А. Сидорова. Русский бизнес - рынок косметики. // Эксперт. 06.10.2003, №37.

[3] Там же.

[4] Полякова Ю. Год косметики // Ведомости. 30.12.2003, №240.

 

[5] Смирнова О. Косметики в аптеках становится все больше // Фармацевтический вестник. 11.11.2004.

[6] www.intersharm.net / ноябрь 2004

[7] www. Sostav.ru/ print/ rus/2005/22.02/news/45

[8] Там же.

[9] Верб Ф. Лечение одеколоном // Компания. 2004, №14.

[10] Там же.

[11] Верб Ф. Лечение одеколоном // Компания. 2004, №14.

[12] Там же.

[13] Телицына И., Шумилина М. Теловложения // Компания. 2004, №43.

[14] Хибакова О. Красивый бизнес // Эксперт. 18.03.2005.

[15] Телицына И., Шумилина М. Теловложения // Компания. 2004, №43.

[16] Там же.

[17] Шумилина М. Букет ароматов // Компания. 2004, №32.

[18] Хибакова О. Красивый бизнес // Эксперт. 18.03.2005.

[19] Информационное агентство Cosmopress.com

[20] Там же.


Используются технологии uCoz